Со стороны медиевистов и новистов идет нескончаемый поток агитации, и заключается он в том, что Новое время следует отсчитывать с началом Тридцатилетней войны. Сие странное предположение толкуют преподаватели и никуда от него бедным студентам не деться (разве что на другие кафедры).
Так вот, вернуло это к мыслям о месте периодизации в историческом процессе.
Странно, но чем более всеобъемлющим становится глобализм, тем больше прослеживаются тенденции к какому-то культурному и историческому сепаратизму, стремлению к независимости пути. Несколько раньше, думаю, гораздо проще было собрать некую более-менее глубокую концепцию, отвечающую запросам времени, теперь же это и вовсе представляется невозможным.
Так и получается какая-то сумятица, имеющая склонность быть бредовой, что для кого-то Новое время начинается с вечера 29 мая 1453 года, для других - 12 октября 1492-го, ну а для третьих - с насыщенного 23 мая 1618 года. И точные даты отнюдь неслучайны, хотя и выглядят удивительно в контексте смены эпох. Ведь так и получается, что если Новое время начинает отсчет с началом Тридцатилетней войны, то это приходится как раз на теплый (или холодный?) день 23 мая.
Но ведь можно возразить, что ориентация в эпохах относительно исторического события - это только один из вариантов. Да, есть и иные: формационный подход марксистов, культурологический подход цивилизационистов и т.д.. Но ведь и они не отвечают запросам науки.
И устоявшаяся схема смены эпох (Античность-Средневековье-Новое время) тоже давно канула в лету, иначе как же в эту схему вписывается европейское, вернее даже, итальянское Возрождение, которое по характеристикам не является ни Средневековьем, ни Новым временем, или кардинально другой регион, не имевший с Европой ни контактов, ни тем более исторического пути.
В общем, вызывает недоумение такая категоричность прпеодавателей по этому вопросу. Хотя что ж, это их право.
И еще: все изложенное - это лишь моя точка зрения.
Так вот, вернуло это к мыслям о месте периодизации в историческом процессе.
Странно, но чем более всеобъемлющим становится глобализм, тем больше прослеживаются тенденции к какому-то культурному и историческому сепаратизму, стремлению к независимости пути. Несколько раньше, думаю, гораздо проще было собрать некую более-менее глубокую концепцию, отвечающую запросам времени, теперь же это и вовсе представляется невозможным.
Так и получается какая-то сумятица, имеющая склонность быть бредовой, что для кого-то Новое время начинается с вечера 29 мая 1453 года, для других - 12 октября 1492-го, ну а для третьих - с насыщенного 23 мая 1618 года. И точные даты отнюдь неслучайны, хотя и выглядят удивительно в контексте смены эпох. Ведь так и получается, что если Новое время начинает отсчет с началом Тридцатилетней войны, то это приходится как раз на теплый (или холодный?) день 23 мая.
Но ведь можно возразить, что ориентация в эпохах относительно исторического события - это только один из вариантов. Да, есть и иные: формационный подход марксистов, культурологический подход цивилизационистов и т.д.. Но ведь и они не отвечают запросам науки.
И устоявшаяся схема смены эпох (Античность-Средневековье-Новое время) тоже давно канула в лету, иначе как же в эту схему вписывается европейское, вернее даже, итальянское Возрождение, которое по характеристикам не является ни Средневековьем, ни Новым временем, или кардинально другой регион, не имевший с Европой ни контактов, ни тем более исторического пути.
В общем, вызывает недоумение такая категоричность прпеодавателей по этому вопросу. Хотя что ж, это их право.
И еще: все изложенное - это лишь моя точка зрения.
А к медиевистам пока что не обращался. Преподавателей оттуда, к сожалению, не знаю. Думаю, что с появлением соответствующего курса лекций, появится и повод для беседы.
Новистик, может быть, одним набегом не ограничится? Было бы интересно узнать, с чего же он ведет отсчет. Авось, ещё одна точка зрения появится)
Тупиковых проблем, по сути, не бывает, но вот их совокупность - другое дело...)